Как лучше всего научить детей читать?
Чтение – это самый важный навык, который дети должны освоить в первые несколько лет обучения в школе. Но то, как этому учат, может иметь большое влияние на то, насколько хорошо они преуспеют. Помогаем пройти букварный период без слёз https://skillandia.ru/
Некоторые дети легко учатся читать независимо от того, какая учебная программа. Но многим другим, в том числе страдающим дислексией , нужны особые инструкции, чтобы научиться эффективно читать. И многие школы не используют такого рода обучение — или используют недостаточно.
Лучший способ научить чтению называется систематическим обучением на основе фонетики. Он основан на десятилетиях исследований мозга. В отличие от речи, чтение не является навыком, развитие которого запрограммировано в детском мозгу. Обучение чтению требует, чтобы несколько разных частей мозга работали вместе.
Когда дети учатся читать, они учатся распознавать печатные буквы и сопоставлять их с определенными звуками. Этот процесс называется «фоникой».
Чтобы научиться этому быстро, требуется много практики, и лучше всего, если дети освоят простые сочетания букв и звуков до того, как они выучат более сложные. Например, дети могут узнать, что «ай» образует звук «А». Затем они практиковались в распознавании этого паттерна в разных словах.
Этот постепенный, структурированный подход и означает систематическое обучение на основе фонетики. Они изучают фонетику небольшими шагами, с большим количеством практики, переходя от простых звуков к более сложным. И они тренируются в чтении, используя книги, содержащие в основном уже известные им буквенно-звуковые модели.
Подходы к чтению, называемые «целостным языком» или «сбалансированной грамотностью», неэффективны для многих детей, в том числе для детей с дислексией, объясняет Лора Филлипс, психолог, клинический нейропсихолог из Института детского разума.
Подходы «целостного языка» основаны на идее, что дети могут лучше всего научиться читать «естественным образом», подвергаясь воздействию письменного языка, который актуален и мотивирует их. Пытаясь прочитать новые слова, их учат искать подсказки к их значению в картинках или в контексте рассказа, а не произносить их на слух. Но это отвлекает их внимание от того, на чем они должны сосредоточиться, говорит доктор Филлипс, а именно на буквах и звуках.
«Сбалансированная грамотность» — это учебная программа, которая сочетает в себе различные компоненты обучения чтению, включая фонетику, словарный запас и понимание. Но доктор Филлипс утверждает, что для многих детей недостаточно обучения фонетике для сбалансированной грамотности, особенно для детей с дислексией.
Что искать в программе чтения
Как родители могут определить, основана ли программа чтения в классе их ребенка на фонетике? Вот советы от наших экспертов:
Посмотрите на слова, которые ребенка просят выучить. Если все они относятся к одному словесному семейству или все звучат одинаково — например, кошка, сидел, летучая мышь, мат — это основано на фонетике. Если это просто группы высокочастотных слов, таких как of, the, have, that, то это не программа, основанная на фонетике.
Если в классе есть «стена слов», слова в фонетической программе сгруппированы по звуковым и буквенным образцам, а не перечислены в алфавитном порядке. Ее также можно назвать «звуковой стеной».
Предлагают ли ребенку угадать? Фонетические программы не поощряют угадывание по картинке или контексту. Фонетические программы побуждают вашего ребенка смотреть на буквы и воспроизводить соответствующие им звуки.
В хорошей фонетической программе детей обучают и направляют. От них не ожидают, что они научатся читать только потому, что им знакомо множество книг. Это требует прямого, систематического обучения и преднамеренной практики.
Сколько они практикуют? С фонетикой должно быть много повторений. Это может включать в себя обучение ребенка расшифровке слова, написанию слова, а затем использованию слова в предложении. Это повторяется, но их просят повторять разными способами, что укрепляет обучение.
Эффективные подходы к чтению также часто называют «мультисенсорными». Подходы, основанные на мультисенсорной фонетике, предназначены для закрепления обучения путем прослушивания слов, их видения, произнесения, написания их в предложении, даже с использованием жестов и движений.
Чтобы помочь детям усваивать и уметь применять то, что они узнали, им следует давать материал для чтения, содержащий фонетические модели, которые они освоили. Материалы для чтения, соответствующие конкретным фоническим урокам, называются «декодируемыми» текстами. Декодируемые книги — это книги, в которых не менее 98% слов содержат фонетические модели, которым детей обучали до сих пор.